«Хрупкость» Дмитрия Храмова

Работа знаменитого самарского архитектора Дмитрия Храмова и его супруги Марии попала в шорт-лист победителей международного конкурса ленд-арта SMACH.2021, проходившего в итальянских Альпах. Мало кто знает, что в композиции под названием «МАМА» скрыта невероятная боль от трагических событий в жизни художника. В беседе с GL Дмитрий рассказал историю создания композиции, трепетно качающейся на ветру возле склона Альп.




Отделяет только вдох…
После праздничного ужина в новогоднюю ночь 2021 года моя мама, я и супруга заболели коронавирусом. Мне было очень плохо, я три недели провел в больнице на кислородной поддержке, но все же организм справился с болезнью. А организм мамы справиться не смог. В этот момент мир будто стал нереальным, а я чувствовал себя как в страшном сне. 
 
Однажды, проверяя почту, не надеясь найти там ничего, натыкаюсь на ссылку с информацией о конкурсе. В описании главной темы конкурса меня сразу зацепило слово «хрупкость», которое было центральным во всех работах. У меня родилась идея и понимание того, как она должна быть реализована. Знаете, когда осознаешь, что жизнь – самое хрупкое и тонкое, что есть у нас, становится не по себе. Хрупкость вдоха-выдоха, когда зависишь от трубки с кислородом, натолкнула меня на мысль, что ленты, колышущиеся на ветру, идеально передадут хрупкость.  Я посоветовался с женой, и мы решили все-таки принять участие в конкурсе. Буквально за день мы доработали технические детали и художественную составляющую, сделали проект и отправили на конкурс. Получилось запрыгнуть в последний вагон, так сказать. Самое интересное, что после отправки работы мы и думать перестали о конкурсе. А весной нам пришло письмо, в котором говорилось, что мы победили. Наша работа попала в список 10 лучших среди 1061 конкурсной инсталляции.
 
О конкурсе
SMACH – это биеннале ландшафтных объектов, которое проводится с 2013 года. Участников отбирают через конкурс. Затем вышедшие в финал работы размещают на склоне доломитовых Альп на севере Италии. В биеннале 2021 года помимо нас участвовали проекты итальянских, испанских, китайских команд и один латвийский проект. Из десяти отобранных работ на территории, охраняемой ЮНЕСКО, была создана туристическая тропа, только пройдя которую, вы смогли бы вживую увидеть все инсталляции. Протяженность маршрута для туристов составляла 72 километра. 

 
О работе
Узнав о победе, сразу же приступили к созданию инсталляции. Мы планировали сделать ее из четырех белых букв в виде кубов-рамок размером 2х2х2 м, образованных свободно свисающими лентами. Заказали изготовление всех алюминиевых частей на местном самарском производстве. Нам изготовили все детали, мы получили визы, погрузили все на автомобиль и поехали.
Для проекта была выделена территория в долине Арметара. Мы прибыли туда своим ходом. С другой стороны, из Франции, к нам присоединился мой сын со своей супругой, и мы вчетвером за 8 дней собрали композицию полностью. Это был не только творческий процесс, но и единение с семьей. 
Многослойность букв представляет собой скульптуру, образ телесности. Смысл инсталляции в переходе этой телесности в эфемерность, исчезновении телесности. Когда дует ветер, как последний вздох, трепещут ленты и оживают буквы.
 
Личная история
Все-таки некоторые вещи невозможно объяснить. В тот день, за новогодним столом, мы говорили с мамой о том, что в мае на ее 80-летний юбилей обязательно своим ходом поедем посмотреть Альпы, а затем навестим моего сына в Гренобле. Мама согласилась, но только с одним условием: в Альпах я пущу ее за руль. Она отлично водила машину. Поездке не суждено было состояться. Но я все же показал маме Альпы – хоть и совсем другим способом. Сейчас вспоминаю те дни в Италии, и перед глазами до сих пор стоит картина того момента, когда мы закончили установку, все закрепили, на несколько минут природа будто стихла, пошел небольшой теплый дождь, и наступила тишина.
 
Дальнейшая судьба
Выставка проходила 2 месяца. После все работы перенесли в Лэндарт-парк. Там организована постоянная экспозиция из всех работ, которые были в этом году. Парк находится в 150 километрах от Венеции, в местечке Сан-Мартино-ин-Бадия. Переносом композиции в новую локацию мы лично занимались. Кроме того, мы повторно привели в порядок все элементы и ленты.. Теперь инсталляция МАМА будет находиться в том месте, где моя мама всегда мечтала побывать.
 
Другие работы
Для себя я отметил несколько работ: очень интересно выглядел огромный прозрачный шар, погруженный в горное озеро. Пузырь – как символ хрупкости состояния, который в любой момент может лопнуть. Еще из интересных работ – две большие трубы, расположенные напротив друг друга, посреди луга. Если встать между ними, то люди смогут погрузиться в звуки природы, которые раньше уловить было невозможно. 
 


10 января 2022
Читайте также:
Наверх