Валерий Коньков: Искусство танца

Каким будет юбилейный 90-й театральный сезон в Самарском академическом театре оперы и балета? Управляющий балетной труппой Валерий Коньков рассказал об основных направлениях развития, о том, почему артист балета – одна из самых сложных профессий, и прокомментировал некоторые «острые» моменты.





Как в вашей жизни появился балет? С чего вы начали свой творческий путь?
В 10 лет человек еще не может сделать осознанный выбор. Поэтому за меня его сделала мама – и я ей очень благодарен. После окончания академии русского балета имени Вагановой в 1995 году я начал работать в Мариинском театре и остался там на 20 лет. В 2015 году, будучи артистом балета, я благополучно ушел на пенсию. В Самару я попал случайно – меня сюда пригласили работать старшие коллеги. Когда я впервый раз услышал про местный академический театр оперы и балета, удивился: «А что, в Самаре есть балет?». 

Ваше мнение изменилось? 
Как сейчас обстоят дела в кордебалете? 
Когда я приехал сюда, меня поразило огромное и красивое здание. Однако труппа была не в лучшем состоянии. Сейчас ситуация изменилась, но проблема в том, что в местном хореографическом училище не учится ни одного мальчика. Чтобы найти себе в труппу артиста, приходится мотаться по всей стране: Пермь, Уфа, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург и другие города с балетной школой. Все оценивают наш прекрасный репертуар, в котором 95% классики, но, когда речь идёт о зарплате, люди начинают задумываться: «А стоит ли сюда ехать?». Привлекать сюда молодёжь сложно, но мы надеемся, что представители власти в скором времени обратят свои взоры в сторону театра. 
Бывают и единичные случаи среди артистов балета, для которых главное – реализоваться в танце на сцене. Они работают во имя творчества и могут перетерпеть финансовые неудобства. Но со временем таких людей все меньше и меньше. Поэтому мы стараемся держать марку хорошего репертуара и постоянно привозим новые спектакли. Благодаря премьерам труппа растет физически, технически, творчески и эмоционально. 

Отличается ли местная сцена от других площадок?
В России очень мало таких театров оперы и балета, как в Самаре. Главное отличие – это то, что ты видишь на сцене. За образец мы берем лучшие театры оперы и балета России. В своей работе мы ориентируемся на Большой и Мариинский театры – ведь я сам много лет отработал в одном из них. Сначала коллектив воспринял изменения в штыки: мы ввели регулярные репетиции, в том числе и вечерние. Люди привыкли работать по-другому, но теперь у артистов появился режим. Раньше дисциплины не было – коллектив наслаждался местным климатом и пляжем, репетиции проходили в полсилы, регулярные пропуски уроков были нормой. С этим пришлось бороться – за три года моей работы труппа поменялась на 70%.  

Кто ваш любимый артист? Чем он вас восхищает?
Прекрасные танцовщики есть и среди самарских артистов кордебалета, и среди зарубежных. Мне трудно выделить кого-то одного, потому что каждый хорош в своем жанре. В нашей труппе все находятся в равных условиях. Однако я могу назвать несколько выдающихся артистов, которые очень часто приезжают к нам на фестивали. Среди них прекрасная балерина Мариинского театра Виктория Терёшкина, мировые звезды Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина. А также мой одноклассник – Андриан Фадеев, который сейчас возглавляет труппу Якобсона. Все эти люди определяли и теперь продолжают творить балетную повседневность ведущих театров Отечества. 

Существует устойчивое мнение, что балет – это тяжелый эмоциональный и физический труд, где не угасает конкуренция. Как руководитель балетной труппы как вы мотивируете танцовщиков держать себя в отличной форме тела и силе духа?
Во-первых, танцевать – это их работа и профессия. Они получают за это деньги. Во-вторых, у нас регулярно проходит очень много премьер, даже сейчас к нам приезжают наши коллеги из других театров, хореографы, бывшие примы-балерины, ведущие педагоги с ассистентами и многие другие. Мы не даем коллективу расслабиться с помощью разнообразия жанров и форм. Когда идет бесконечный творческий процесс, они не думают ни о чем другом. Но как только начинается простой, конечно, артистам становится эмоционально сложнее работать. Но длится это недолго, поскольку сейчас мы стараемся ставить очень много балетных спектаклей – это поддерживает интерес зрителя и самой труппы.   

На какие постановки вы бы посоветовали сходить в следующем сезоне? 
Открытием сезона станет «Лебединое озеро» в новой редакции. Также «Корсар» – один из самых ярких и красочных спектаклей. Чудесная «Эсмеральда» от главного балетмейстера Юрия Бурлака. Еще «Три маски короля» – этим спектаклем мы будем открывать всероссийский фестиваль «Волжские театральные сезоны». 

Как вы думаете, почему интерес к классике, далёкой от современного искусства, не угасает?
Это постоянная величина, которая помогает людям развиваться. Они приходят и смотрят одни и те же постановки из года в год в разных редакциях, и они им не надоедают. Классика вечна. Я с самого начала, когда стал осознанно относиться к своей профессии, ставил классические спектакли на первое место, нежели современные.

Почему? Потому что классика будет актуальна всегда? 
Нет, дело не в этом. К классике у меня действительно лежит душа. Современная хореография очень разная: есть интересные спектакли, где артисты танцуют босиком почти без одежды. Все говорят: «Это гениально!». Подбор музыкальной аранжировки, фоновый занавес, движение людей на сцене – существует много факторов, влияющих на «гениальность». Да, можно сделать удивительно прекрасный спектакль с современной хореографией, но так как я учился в классическом направлении, оно остается для меня приоритетным. 






К современной хореографии относятся по-разному, но она всегда вызывает интерес.




Какие современные технологии вы используете в постановке спектаклей? 
В классическом спектакле существуют каноны и декорации, которым мы должны следовать и использовать. Однако в современном спектакле Юрия Смекалова «Три маски короля», о котором я уже упоминал раньше, можно наблюдать все – игру света, музыку, видеоряд, спецэффекты, необычные костюмы, передвигающиеся по сцене декорации… Сейчас мы дорабатываем спектакль, и в будущем это будет что-то невероятное. 

Подобные спектакли находят отклик у зрителей? 
Да, потому что именно «Три маски короля» мы возили в мой родной театр в Санкт-Петербург и получили хорошие отклики в прессе и отзывы не только зрителей, но самое главное – коллег и критиков. Они отметили интересную постановку и очень хорошую работу труппы. Подобный опыт был у нас и в Москве. К современной хореографии относятся по-разному, но она всегда вызывает интерес. 

Как вы выстраиваете свою работу с труппой? Каких правил вы придерживаетесь? 
В любом профессиональном театре человек должен держать себя в форме. Сейчас это касается не только девушек. Еще один момент – творческая дисциплина. Не опаздывать на репетиции и работать на них в полную силу. Я требую от участников труппы, чтобы они постоянно становились лучше и развивались – это самое главное. Раньше они не репетировали «в полную ногу» и ходили по залу пешком. Теперь они работают в поте лица и делают успехи. Это наша маленькая победа – мы движемся в правильном направлении. Изначально было сложно достучаться до артистов и поменять их менталитет и отношение к делу. Отчасти успешные изменения мотивировал приезд новых людей. На них равняются, потому что иностранцы работают более профессионально и дисциплинированно. 
 
Какие страны представлены в нашей труппе? 
Диего Кальдерон – артист балета из Панамы. Еще два мальчика и две девочки к нам приехали из Японии. Дальше девушка с прекрасным именем Жозефина – из Гонконга. Мальчик Светлин из Болгарии. Еще больше людей из разных городов России: Москвы, Ульяновска, Санкт-Петербурга… У нас очень обширная география! 

Как сочетается в балете хореография и актерская игра? Где проходит тонкая грань между этими двумя направлениями? 
Они вытекают друг из друга. В училище есть специальный предмет – актерское мастерство. Всегда интересно наблюдать за тем, как можно выразить и передать свои эмоции на сцене. Обычно человек читает глазами, а мы – руками и ногами, чтобы точно передавать хореографический текст. Для этого нужно хорошо владеть не только своим телом, но и эмоциями. Поэтому наша профессия считается одной из самых сложных. У нас есть четкий канон – как ты должен выступить, при этом не показав зрителю усталость, выдавливая из себя эмоции и выполняя сумасшедшие поддержки с партнером. Каждый артист настраивается перед выступлением по-своему: слушает музыку, приходит за несколько часов до спектакля и сидит за кулисами или просто разогревается наедине с собой.

 
Благодаря премьерам труппа растет физически, технически, творчески и эмоционально. 
 





 
12 августа 2020
Читайте также:
Наверх